Рождение городаКак многие сибирские города, Ялуторовск возник на месте древнего поселения. Основание Ялуторовской слободы датируется 1661 годом. Слобода разместилась на левом берегу Тобола между рекой Бачанкой и озером. С двух сторон острог охраняла река, с третьей - озеро Чать, а с четвертой протянут был двойной ров в глубину на 3 сажени (6 метров) с земляным валом между рвами. Рвы были соеденины с Тоболом. Первыми жителями острога были казаки - годовальщики. Но постепенно Ялуторовская слобода заселялась и крестьянами. Пограничные народы нападали на поселян, убивали и грабили. Острогу часто приходилось обороняться. Местные воеводы поощряли русских переселенцев из России, предоставляли им разные льготы - давали много земли, не облагали налогами. За свободными переселенцами шли беглые от помещичьего ярма. Местным властям было выгодно их селить. Пока беглецов опознают, они успеют срубить лес под пашню, возделать поле до вторых и третьих посевов.
После церковной реформы Никона появились в Сибири старообрядцы. Так возникли вокруг Ялуторовской слободы староверческие деревни Суерка, Коркино, Ингалинка, Хохлово, Слобода Бешкильская. Перыые жители Ялуторовской слободы в основном занимались сельским хозяйством, однако, возросшее население слободы нуждалось не только в продуктах питания, но и в промышленных изделиях. Привоз из Европейской России торговыми людьми тканей, одежды, обуви, домашней утвари, изделий из металла полностью не удовлетворял запросы местного населения. Появились свои первые промыслы. Ялуторовская слобода занимала промежуточное место между торгово-ремесленными центрами - Тобольском и Тюменью, которые уже в XVI в. поднялись до уровня развитых городов Европейской России. Наибольшее распространение получили отрасли, связанные с обработкой продуктов сельского хозяйства - кожевенные, мыловаренные, салотопленные. Один и тот же человек нередко занимался одновременно и выделкой кож и переработкой сала на мыло и свечи. В каждом поселении была развита деревообработка. Производимые продукты частично продавались на местной ярмарке, а иногда вывозились на продажу на ярмарки в Тобольск, Ирбит, Тюмень. Но, находясь далеко от административных центров России, население не могло выгодно продать продукты сельского хозяйства и приобрести промышленные товары. Поэтому крестьяне в XVII - нач. XVIII вв. вели преимущественно натуральное хозяйство.
С 19 января 1782 г. Ялуторовская слобода стала именоваться городом Ялуторовск, а 17 марта 1785 года ему был дарован свой герб. Герб города Ялуторовска - "в синем поле серебрянное мельничное колесо, в знак того, что в округе онного находится многое число мучных мельниц". Верхняя часть герба - золотая пирамида с воинскою арматурою - флагами, секирами и барабанами - была общей для всех городов Тобольского наместничества и символизировала власть. В 1790 году Ялуторовск был заселен духовными, приказными, купцами, мещанами и военными. Но основное население города составляли крестьяне. Всего жителей насчитывалось 1156 человек: мужчин - 552, женщин - 604, жилых домов было 192. В Ялуторовском уезде значилось 29 населенных пункта (2 острога, 15 слобод и 12 сел) и 37 церквей. В уезде было 2 винокуренных завода, 6 стеклодувных фабрик, 1 шляпная мастерская и 552 мельницы. Были развиты следующие ремесла и производства: малярные, медные, оловянные, кузнечные, токарные, шляпные, кожевенные, плотницкие, столярные, кирпичные, чеботные, изготовление деревянной посуды, телег и колес.
В 1812 году на защиту Отечества поднялась вся Россия. Тобольская губерня пожертвовала на войну с французами 168 611 рублей 33 1/3 коп. Добровольцами ушли защищать Отечество 499 человек. В том числе Ялуторовский уезд собрал 13 635 руб. 57 коп., сверх того холста разного сорта 260 аршин, 3 ружья, 1 пистолет. Добровольцами вызвались воевать 2 чиновника, 4 мещанина, 17 крестьян. В описании города Ялуторовска за 1818-1820 гг. сказано "Город сей находится при суходонной реке Тобол на отлогом косогоре и большею частью крепком жизанноглинистом грунте. Строения онного расположены на двух верстах длины и на полверсты ширины". В городе было 4 длинных и 7 поперечных улиц. Ялуторовск украшали несколько каменных зданий - две церкви, больница, уездное училище, богадельня, один обывательский дом. Остальные строения были деревянными: уездный суд с городническим правлением (эти здания сгорели в феврале 1820 г.), земский суд, казачество, тюремный острог. В городе ежегодно бывали две небольшие ярмарки: Сретенская и Благовещенская. На них приезжали жители из соседних городов и уездов. 21 октября 1817 года происходило торжественное открытие уездного училища. Для начала в Ялуторовске был открыт первый класс с 30 учениками. Преподавателей было два, и один из них был смотрителем (директором) училища. По именному указанию Александра I от 22 июля 1822 года о преобразовании сибирских губерний Ялуторовский уезд был преобразован в Ялуторовский округ и вошел в состав Тобольской губернии. Город Ялуторовск был назначен окружным городом. Декабристы в Ялуторовске
История Ялуторовска особенно тесно соприкоснулась с историей России через декабристов. В Ялуторовске на поселении с 1829 года по 1856 год проживали девять декабристов (В.К. Тизенгаузен, А.В. Ентальцев, В.И. Враницкий, А.И. Черкасов, И.Д. Якушкин, М.И. Муравьев-Апостол, И.И. Пущин, Е.П. Оболенский, Н.В. Басаргин). Первым в городе был поселен Василий (Вильгельм-Сигизмунд) Карлович фон Тизенгаузен (1779 или 1780 - 25.10.1957 г.) Полковник, командир Полтавского полка. Член Южного общества с 1824 г. В город препровожден из Тобольска в конце мая 1829 года. Место для проживания ему выделили на окраине города около кладбища. В 1830 году государственный преступник построил обширный деревянный дом, который неоднократно загорался и вновь отстраивался. Так как Тизенгаузен жил один, был католиком, и в доме его не было икон, а в нижнем подвальном этаже стояло несколько больших статуй нимф, фавнов и олимпийских богов, ялуторовцы называли его чернокнижником и чародеем. Именно он был одним из первых агрономов Ялуторовска. Около дома разбил на пустыре фруктовый сад. И каждый день вместе с наемными рабочими работал с заступом в руках. Он рассаживал яблони, устраивал аллеи, вскапывал клумбы и катил тачку с дерном, причем шутил: "На каторге выучился".
В августе 1830 г. из Пельма в Ялуторовск перевели декабриста Василия (Вацлава) Ивановича Враницкого (1785 или 1786 - 2.12.1832 г.) Полковник квартирмейстерской части. Член Южного общества с конца 1824 г. Он приехал в город очень больным и поправиться уже не мог. Материальное положение его было тяжелым. В Пельме он еще как-то пытался противопоставить себя серой убогой действительности: играл на скрипке, делал зарисовки Пельма. Но уже в Ялуторовске, когда в декабре 1831 г. Враницкого поселили жандармские власти и спрашивали больного, не будет ли он о чем-либо просить высшее начальство, услышали в ответ, что "собственной воли иметь не желаю, так как давно морально мертвый человек". 2 декабря 1832 г. декабрист скончался. Государственных преступников до 1837 года на городских кладбищах не хоронили. Когда в 1836 г. в Ялуторовск приехал М.И. Муравьев-Апостол, могилы Враницкого он уже не нашел. Но город в память о декабристе в 1992 году поставил на старом кладбище надгробный памятник в виде скорбящего ангела. Летом 1830 г. в Ялуторовск из Березово перевели Андрея Васидьевича Ентальцева (1788 - 27.1.1845). Подполковник, командир 27-й конно-артиллерийской роты. Член союза благоденствия с 1820 г. и Южного общества. Приехал он в город с женой Александрой Васильевной. В истории России есть замечательная страничка о русских женщинах, 11 женах, невестах декабристов. Они выходили замуж за князей, военных, командиров. И когда декабристов лишили всех чинов, званий, они не бросили своих мужей, последовали на каторгу за государственными преступниками, чтобы облегчить их участь. В Ялуторовске Ентальцевы у коллежского советника Шеншина купили большой дом за 1300 руб. В Сибири у Андрея Васильевича явилось влечение к медицине. Андрей Васильевич и характером больше соответствовал обязанностям врача: всегда ровный, со всеми одинаково приветливый. Ялуторовцы всегда долго вспоминали этого благодушного бессеребренника.
16 сентября 1836 года в Ялуторовск с каторги был переведен Иван Дмитриевич Якушкин (28.12.1793 - 11.8.1857). Отставной капитан, один из основателей Союза спасения, член Союза благоденствия, участник Московского заговора 1817 г., вызвавшийся совершить цареубийство. Все свободное время И.Д. Якушкин занимался чтением книг по ботанике, философии, истории, математике. Летом он собирал в окрестностях города растения для гербария. Один из них, состоящий из 300 растений, отправил Свистунову в Курган, другой гербарий - в Москву. Результаты многолетнего изучения природы были изложены декабристом в трактате "Что такое жизнь?". Среди просветительных начинаний сосланных декабристов особенное внимание современников и потомков привлекает к себе Ялуторовская школа И.Д. Якушкина. Никто бы не разрешил открыть училище государственному преступнику. Неоценимую услугу декабристам оказал священник Стефан Яковлевич Знаменский. Он с большим уважением относился к людям, пострадавшим за свои убеждения, и был горячим поборником просвещения народных масс. Знаменский взялся устроить при соборе церковно-приходскую школу. Школа после многих препятствий со стороны городничего и смотрителя 6 августа 1842 г. была открыта. Уже к маю 1846 года в этом приходском училище обучалось 200 мальчиков из Ялуторовска, его округа и некоторых соседних городов. И.Д. Якушкин с открытием школы смог реализовать еще одно доброе качество своей души - он не только видел в каждом человеке какие-нибудь способности, но обычно прилагал все силы, чтобы развить эти способности. Декабристы, отбывая наказание в Сибири, продолжали добиваться своей главной цели - благоденствия России. Они развивали сельское хозяйство, торговлю, просвещение, медицину, метеорологию, юридическую службу и многое другое. В большом и малом старались сделать доброе дело для конкретного человека. Польские поселенцы
В разное время в Ялуторовске проживало несколько ссыльных поляков. Они были репрессированы за участие в восстании в Польше 1830-1831 гг. Так, Юлиан Росцишевский после подавления восстания был лишен дворянства и отправлен в Сибирь на поселение. В Тобольск он приехал в 1834 году. Затем жил в Таре, Кургане, ненадолго приезжал в Ишим и Ялуторовск. В Ялуторовске проживали из сыльных Готард Собаньский, студент Виленского университета Чернявский и варшавский гимназист Роман Цеховский. Граф Г.М. Собаньский был прекрасным музыкантом. Он был общительный и находчивый человек. Без него не проходил ни один вечер, устраиваемый ссыльными. С ссыльными поляками тесные связи поддерживали польские декабристы. Особенно был дружен с декабристами Собаньский - полноправный член их тесного кружка, участвовавший в подготовке открытия школы. В июле 1841 г. Готард Собаньский трагически погиб от рук грабителей в своем собственном доме. Декабристы тяжело пережили смерть друга. В Ялуторовск приехала мать Собаньского. На кладбище она установила памятник сыну - он и сейчас стоит там. В 1855 году в Ялуторовске проживало несколько человек сосланных на поселение поляков. В это время все ялуторовские поляки были сосланы за основанное в Варшаве в 1848 г. общество, которое не имело никакого политического характера: за границей печаталось много книг на польском языке, в самой Польше запрещенных цензурой. Несколько человек решили складываться и выписывать эти книги, читать их передавая друг другу. Нашелся среди них и доносчик. Их схватили, судили и заперли по крепостям, после чего сослали в Сибирь: одних на каторжные работы, других - на поселение. Поляки в Ялуторовске проживали в крайней нужде. Один из них в 1855 году нашел место учителя за 3 рубля серебром в месяц. Конечно, декабристы оказывали большую помощь этим людям. Роман Петрович Цеховский оставил потомкам рисунок кабинета И.Д. Якушкина. По нему в наши дни в музее достоверно воссоздан этот интерьер. После восстания в Польше в 1863 году в Ялуторовск прислали в ссылку 108 польских повстанцев и разместили их в доме Мясникова. Полякам приходилось отбывать ссылку тяжелее, чем все другим политическим ссыльным когда-либо бывшим в Ялуторовске. Они и умом и сердцем жили в Польше и ждали свободы каждый год, каждое лето, каждый час. И дождались общей амнистии только в 1896 году, в коронацию Николая II. Прибывши в Сибирь юношами, уезжали белобородыми старцами. Уезжали далеко не все, многие остались в Сибири навсегда. Промышленники и меценаты
Иван Федорович Мамонтов - купец 3-й гильдии, переехал в Ялуторовск из Шадринска в конце 30-х годов XIX века. Он поселился на самой элитной улице города - Вознесенской (ныне Первомайская), недалеко от церкви Вознесения Господня. Иван Федорович делал карьеру, богател, обзаводился имуществом. Но при всем этом он был человеком гуманным и народу сочувствовавшим. Декабристы посещали его дом. 15 октября 1841 года у Мамонтовых родился сын Савва. Его крестили в церкви Вознесения Господня. В семье было семеро детей, но именно Савве суждено было стать знаменитым промышленником и меценатом. Ребенок невольно впитывал духовную атмосферу, которая окружала его в детстве. Это определило очень многое в дальнейшем его развитии. Со временем Ялуторовск стал тесен для предпринимательской деятельности Ивана Федоровича, и он переехал сначала в Чистополь, потом в Псков и в 1850 году навсегда обосновался в Москве.
Главным в жизни Саввы Ивановича Мамонтова было искусство. "Надо приучить глаза народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах", - говорил Мамонтов. Двери его московского дома и двери его имения Абрамцево были широко открыты для людей, по-настоящему одаренных. Савва хорошо чувствовал талантливых людей. Он материально поддержал в трудную минуту и мог развить творчество Федора Ивановича Шаляпина, Михаила Александровича Врубеля, Виктора Васнецова, Константина Коровина и многих других. Поэтому Савву называют благородным словом меценат - покровитель искусства. Двадцатый векВласть Советов в Ялуторовске была установлена в феврале 1918 года. Во время трагических событий гражданской войны город некоторое время находился в руках адмирала Колчака. 17 августа 1919 года к власти пришли большевики. В период НЭПа начали организовывать кредитные товарищества на базе частновладельческих мастерских: кожевенный завод, свечной завод. В 1921-1922 гг. была организована артели инвалидов "Равенство", которая занималась торговлей, имела столовые, подсобное сельское хозяйство. Выпускали продукцию национализированная мельница Гусевой и маслодельный завод Мясникова. Государственная экономика города начала развиваться по пятилеткам. В первый пятилетний план было заложено строительство и пуск в последнем году пятилетки Ялуторовского лесозавода и строительство завода сухого молока. В годы Великой Отечественной войны промышленность города и особенно завод сухого молока и лесозавод не только не допускали, находясь в тяжелых условиях материально-технического снабжения, снижения темпов, но, на ходу расширяя производство, увеличивали выпуск продукции для фронта.
Ялуторовск - город областного подчинения, центр важного сельскохозяйственного района, производящий пиломатериалы и мебель, молочные консервы и кондитерские изделия, машины и оборудование, муку, крупу и железобетонные изделия. В Ялуторовске 6 школ, в том числе ремесленная и вспомогательная. Есть профессиональный лицей, совхоз-колледж, профессиональное училище. Они готовят специалистов для промышленности города и для сельского хозяйства района. Одно медучилище. Численность населения на 1989 составляла 37100: мужчин -17300, женщин - 19800. Но все последующие годы смертность превышает рождаемость, и численность населения уменьшается. Культура города представлена музыкальной и художественной школами, центром досуга и детско-юношеского творчества, станцией юных техников и натуралистов, Домом культуры, центром национальных культур и централизованной библиотечной системой, музейным комплексом.
В оформлении страницы использованы материалы из книги А.Г. Болотовой "История города Ялуторовска с древнейших времен", Ялуторовск 1997.
|